Старший же сын Мачиг, Друбпа, женился на девушке из местности, называемой Ахрава, и не занимался практикой Дхармы.
Мачиг увидела, что Тоньйон Самдруб — очень способный ученик, и дала ему все необходимые инструкции и наставления по практике Праджняпарамиты и посвящение в Колесо Дхармы Четырех Самадхи. Он также получил множество посвящений в практики дакинь Материнских тантр и сотни наставлений по практикам подношения торма. Получив все эти учения, он усердно практиковал визуализацию и вскоре достиг стабильных результатов. Тогда он приступил к практикам стадии завершения, и через несколько месяцев появились признаки его успеха. После этого Мачиг передала ему свое понимание Махамудры, и он в совершенстве постиг это учение.
Когда ему исполнилось шестнадцать лет, Мачиг сказала: "Теперь отправляйся на снежную гору Сампо и выполняй там практику. У тебя есть хорошая кармическая связь с этим местом".
Он пошел туда с тремя друзьями, и они путешествовали три месяца, пока не достигли горы. Прибыв туда рано утром, они приготовили подношение пуджи, и сама Мачиг своей магической силой явилась им. Она спросила: "Вы устали в пути?"
"Нет, — ответили они. — Мы рады твоему появлению".
Тогда она передала им главные учения своей линии, а также посвящения в практику пяти Дхьянибудд и мандалу пяти дакинь Ваджраварахи. Мачиг оставалась с ними в пещере пять дней. Многие даки и дакини пришли туда. Тоньйон Самдруб видел свою мать в образе Ваджраварахи, с неба сыпался цветочный дождь, сияла многоцветная радуга, и было множество других благоприятных знаков.
Мачиг велела духу-хранителю Сампо не мешать практике ее сына, и тот обещал во всем помогать ему. Она приказала также падмадакини по имени Дримедма служить Тоньйону и снабжать его всем необходимым для проведения практики в уединении.
Перед уходом Мачиг сказала своему сыну: "Практикуй здесь в течение тринадцати лет, и тогда составляющие элементы твоего тела, явления ума, уровни пространства, внешние вещи и существа трех миров явятся тебе как чистые мандалы бо¬жеств. Старайся укрепиться в этом чистом видении. Не заботься о припасах для своего проживания; здесь есть те, ко¬торые будут служить тебе".
Он вошел в пещеру, сделал себе сиденье из травы куша и сел, сохраняя семичленную позу Вайрочаны. Вход в пещеру закрыли, и он остался один. После этого Мачиг вместе с многочисленной свитой дакинь исчезла в небесном пространстве в направлении Зангри.
Через три месяца пребывания в пещере он почувствовал голод и жажду. Он вспомнил слова своей матери о том, что кто-то будет заботиться о его нуждах, но не видел никого, кто мог бы оказать ему помощь. Тогда Самдруб подумал: "Это место освящено духовной силой моей матери, и по ее благословению я смогу оставаться здесь, питаясь одним лишь созерцанием. Не¬возможно, чтобы я умер от голода". Некоторое время спустя перед ним явилась красная девушка, парящая на солнечном луче. На ней была прекрасная одежда, а в руках она держала магический сосуд, полный амриты. Она сказала: "Йогин, выпей этот напиток и достигни глубин своей практики".
Он выпил амриту и почувствовал, как блаженство разливается во всем его теле. Желание к обычной пище исчезло, и он подумал: "Наверное, это Дакини Мудрости. Вот признак моих успехов в практике".
Дакини сказала: "Твоя мать, Мачиг, велела мне приносить тебе все необходимое для жизни. Я не твой учитель, поэтому не показывай мне своих достижений. Храни их в пространстве "таковости" своего ума. В тебе до сих пор остается желание, чтобы другие видели плоды твоей практики. Поэтому хорошенько следи за своим умом. Когда тобой овладевают сомнения или тебе предстоит принять решение, используй врожденную мудрость своей собственной внутренней природы и не обращайся за советами к другим. Так ты вступишь на путь чистого видения".
Когда дакини произнесла последние слова, сияние погасло и она исчезла. После этого она приходила один раз в три года и приносила ему амриту. Через пять лет его затворничества Мачиг послала йогина проверить, жив ли ее сын. Йогин подо¬шел к входу в пещеру и крикнул: "Тоньйон!"
"Что?" — ответил тот.
"Твоя мать послала меня узнать, не страдаешь ли ты от голода и жажды. Не нуждаешься ли ты в помощи?"
Тоньйон отвечал из глубины пещеры: "Я рад узнать, что моя мать жива и чувствует себя хорошо. Моя пища — медитация, как я могу быть голоден? Моя одежда — внутреннее тепло йогической практики, поэтому я не нуждаюсь в теплой одежде. Мои друзья — внутреннее видение, поэтому я не нуждаюсь в спутниках. Все, что я вижу, наполнено светом, поэтому я не имею привязанности к месту пребывания".
Когда йогин возвратился и рассказал все это Мачиг, она обрадовалась и сказала: "Он поистине достиг прогресса в своей практике".
Множество учеников приходило к Мачиг из Центрально¬го Тибета, области Кхам, из Амдо и даже из Непала. Великие учителя, ученые, цари, министры, принцы, люди знатного и низкого происхождения, прокаженные и нищие: все приходи¬ли к Мачиг и получали у нее учение. Слава о ней достигла даже Индии.